Таормина

Таормина - знаменитый и самый дорогой на Сицилии туристический центр. История ее процветания необычна: оно началось после многовекового упадка с того, что ее открыли для себя иностранные путешественники три века назад. Одним из таких первооткрывателей явился Иоганн Вольфганг Гете, описавший волшебство этого места в своем "Итальянском дневнике", и проиллюстрировавший его художник Христоф Хайнрих Книп, путешествовавший вместе с Гете. С этого момента Таормина становится привлекательной для богатых странников, ее посещают члены царствующих династий России, Англии, Германии, Австрии...

Но по-настоящему популярной у европейцев Таормина становится с конца ХIХ века, с момента ее посещения художником Отто Геленгом, большим ценителем южных пейзажей, после устроенных им выставок в Париже и Берлине. Написанные им пейзажи вызвали удивление и недоверие художественной общественности, и Геленга обвинили в неправдоподобном приукрашивании действительности. Так родился миф в среде европейской интеллигенции о неестественной, колдовской красоте этого места...

Таормина

"Здесь нет ничего, кроме пейзажа, но в этом пейзаже найдешь все, что существует на земле, чтобы пленить глаза, разум и воображение", - пишет Мопассан. Ему вторит П.П.Муратов, известный русский путешественник, писатель и искусствовед Серебряного века, въехавший в Таормину во время грозы:

"... Наутро все успокоилось. Воздух был тих, влажен, наполнен запахом цветущих деревьев. Показалось солнце, камни быстро высохли, и большие ящерицы во множестве забегали по ним. Из греческого театра открылся прославленный классический вид на синее море, на скалистые берега, на Этну... Для Таормины Этна - все, она занимает половину здешнего неба. Отчетливость, с которой видны скалистые грани ее кратера, и движение дыма, поднимающегося из ее недр, вносит дикую и грозную ноту в здешний пейзаж. Этна кажется отсюда подавляюще-величественной и страшной. Везувий - детская игрушка в сравнении с этой исполинской горой. Все человеческое точно гаснет и умаляется от соседства с воплощенными в ней первобытными и стихийными силами. Мысли путешественника как-то невольно обращены здесь к ней..."

Таормина вначале, по рассказам Диодора Сицилийского, была поселением первобытных сикулов. Греческий Наксос был основан ионийцами внизу, близко от берега моря.

Далее история Таормины, как и многих городов Сицилии, переживает множество кровопролитных сражений и предательств, переходя из рук в руки сначала среди греков, затем, на достаточно длительный период, захвативших город восставших рабов, далее - римлян, которых после длительной и жестокой осады сменили арабы; следует заметить, что город был захвачен в результате очередного предательства, и жестокость завоевателей превзошла здесь все известные в истории Сицилии границы: пленных обезглавили, а голова епископа Св. Прокопия на серебряном блюде была поднесена воинами Ибрагиму, командиру победителей. В дальнейшем арабы отстроили южную часть города (за чертой греко-римской застройки); при арабах Таормина (в то время - Тавромений) меняет название на арабскую Альмоэзию, в честь халифа, и процветает почти полтора века. При этом в ней мирно сосуществуют арабы и христиане, а сам город, как и многие другие во времена арабского владычества, украшаются многочисленными фонтанами и роскошными садами. И только в 1078 году, после длительной и жестокой осады, Таормину завоевывают норманны. Вплоть до ХVII века она процветает, но далее начинается упадок, и только после внезапной славы, которую принесли ей художники и писатели, начинается ее новый расцвет.

Таормина

Чуть ли не каждый культурный европеец считает первейшей необходимостью посетить этот красивейший уголок Сицилии, воспевая его в стихах и прозе. Здесь бывали Томас Манн, Оскар Уайльд, Рихард Вагнер, Андре Жид, Рихард Штраус, Чарлз Уэбстер Лидбитер, Габриэле д'Аннунцио, Густав Климт, Зигмунд Фрейд... Именно в Таормине Фридрих Ницше написал свой знаменитый труд "Так говорил Заратустра"...

Безусловно, главная достопримечательность Таормины - Греческий театр, просто из-за своего местоположения являющийся самыми знаменитыми и живописными развалинами Сицилии. Он был создан в III в. до н. э. тираном Гиероном II, но уже во II веке был перестроен римлянами, которые из эллинского театра, в котором показывали знаменитые греческие пьесы, сделали амфитеатр для цирковых представлений.

греческий театр в Таормине

Театр - один из самых больших в мире: его диаметр равен 109 метрам, длина - 120-ти, и он может вместить более 5000 человек. Он достаточно хорошо сохранился; но главной особенностью этого гигантского сооружения является восхитительный, воспетый Гете, вид, открывающийся с верхних рядов амфитеатра. Вот слова Гете:

" ... Если расположиться там, где когда-то сидели самые верхние зрители, то, пожалуй, придется признать, что нигде театральная публика не любовалась подобными декорациями. Справа, на высоких скалах, вырастает замок, внизу, в некотором отдалении, располагается город... Слева, под склоном горы, берег моря простирается до самой Катании или Сиракуз, эту далекую панораму замыкает дымящая огнедышащая гора, но картина эта отнюдь не пугает, потому что вулкан выглядит в этой умиротворяющей атмосфере более далеким и кротким, чем в действительности... Вдали видны скальные островки и группы скал в море, а в отдалении - калабрийское побережье, с большим трудом отличающееся от выплывающих из-за гор облаков..."

Рядом с театром располагается небольшой археологический музей - Антикварий, в котором, кроме небольших экспонатов, найденных на раскопках, хранится мраморная плита с греческой надписью, которая рассказывает о победе греческого юноши из Таормения в конных состязаниях на Олимпийских играх.

Еще один небольшой театр, примыкающий к греческому, был построен во времена императорского Рима и носил название Одеон. Он был рассчитан на 200 зрителей; возможно, в нем устраивались, кроме небольших спектаклей, дискуссии и публичные чтения для избранной публики.

Собор Сан-Николо является интересным и исторически ценным строением ХV века; он был воздвигнут на месте небольшой церкви эпохи раннего средневековья. Главный портал собора с центральным входом украшен розеткой со сложным геометрически динамичным орнаментом с изображением креста в центре; он был перестроен во второй половине ХVII века. В его внутреннем убранстве интересны византийская мозаичная икона с изображением Девы Марии, а также картина Антонио Джуффре ("Искушение Марии") и полиптих Антонелло Салибы.

На оживленной площади перед собором - прекрасный фонтан начала ХVII века с двумя чашами, расположенными одна над другой, с выразительной скульптурной группой и венчающей его кентаврессой - гербом и символом Таормины.

Красивые церкви - Сан-Агостино, ХVвека (перестроенная в 1700г. и утратившая в результате свой первоначальный позднеготический стиль), Сан-Джузеппе и Санта-Катерина (обе - ХVII века), с большой статуей Св. Екатерины Александрийской, придают типично католический колорит улицам города.

Город украшают и сохранившиеся дворцы средневековой знати. В первую очередь, это палаццо Корвайя, принадлежавшее старейшему дворянскому роду. Его особенность - сочетание византийских, арабских и норманнских архитектурных стилей с уцелевшими фрагментами Х века и квадратной башней ХI века - единственным в Европе сохранившимся образцом арабской крепостной башни.

Старейший в Таормине палаццо Чамполи (он же - палаццо Веккьо) ХIII века был полностью разрушен во вторую мировую войну; на сегодняшний день восстановлены только фасад и главный портал дворца.

Палаццо герцогов Санта-Стефано, построенное в ХIV веке в стиле, сочетающем сицилийскую романтику и готику, отличает идущий по верху здания черно-белый каменный фриз: он выполнен из черной лавы и белого сиракузского камня. Такой же орнамент используется и для украшения палаццо Бадья Веккья, построенного для аббатства в этот же период.

В древности Таормину окружало тройное кольцо оборонительных укреплений, от которых уцелели только городские ворота: северные, порта Мессина, и южные, порта Катания, которые соединяет центральная пешеходная улица города - корсо Умберто, застроенная зданиями ХVIII - ХIX века. Неподалеку от северных ворот находится построенная в ХII веке часовая башня, служившая ранее воротами в предместья Таормины. Также на корсо Умберто выходит кладка древней стены, служившей для укрепления склона (хотя легенды гласят о другом ее использовании: она будто бы ограждала гигантский бассейн - Навмахию - в котором воспроизводились морские сражения)...

Таормина окружена природными заповедниками; собственно, все окрестности Этны являются огромным природным заповедником, "резервом", как называют его сицилийцы. Особенно красиво живописное ущелье реки Алькантары - потока, текущего со снежных вершин Этны с ледяной водой (даже в жаркие летние дни температура воды в Алькантаре - около 0°C) и причудливыми выходами базальтовых пород на ее скалистых берегах.

Совет: Не рассчитывайте на купание в теплом море у берегов Таормины! В этих местах вода достаточно холодная в любое время года из-за ледяных рек, ручьев и водопадов, текущих с ледников Этны. Купаться можно только в отличных бассейнах, имеющихся во всех отелях... И еще один момент - сложный спуск к морю из города, который возможен только на машине по серпантину или по канатной дороге, ведущей в прибрежный Мадзаро.

Тем не менее - Таормина прекрасна! Не зря ее воспевают уже не один век поэты и художники...


© 2010 Accolade–realty.ru

itespring Создание сайта